Окрестности Литейного чрезвычайно богаты на литературные музеи, мемориальные доски и памятники писателям. Некоторые улицы здесь носят их имена. Обратившись к истории этих памятных знаков, мы сможем понять, как проходил процесс «канонизации» писателей и поэтов и кому в тот или иной период отдавали предпочтение власть и общество. Пройдя по этому маршруту, вы узнаете, чем отличаются мемориальные доски писателям конца XIX века от современных, почему в музее Анны Ахматовой хранятся вещи Иосифа Бродского и как писатели меняли топонимическую карту окрестностей Литейного.
То, что сегодня мы называем русской литературой — это канон, постоянно изменяющийся и вновь утверждающийся. Некоторые писатели и поэты — такие, как Надсон или Загоскин, при жизни были невероятно популярны, но спустя полтора века оказались забытыми. Другие — как Иосиф Бродский — в свой «ленинградский период» и предположить не могли, что станут частью этого канона, а сегодня в их честь открывают экспозиции, мемориальные доски, памятники… Как устроена культурная память о русской литературе? Как происходит канонизация тех или иных писателей и поэтов? Этот вопрос можно изучить на примере окрестностей Литейного.
То, что сегодня мы называем русской литературой — это канон, постоянно изменяющийся и вновь утверждающийся. Некоторые писатели и поэты — такие, как Надсон или Загоскин, при жизни были невероятно популярны, но спустя полтора века оказались забытыми. Другие — как Иосиф Бродский — в свой «ленинградский период» и предположить не могли, что станут частью этого канона, а сегодня в их честь открывают экспозиции, мемориальные доски, памятники… Как устроена культурная память о русской литературе? Как происходит канонизация тех или иных писателей и поэтов? Этот вопрос можно изучить на примере окрестностей Литейного.